Международный молодежный поэтический конкурс им. К.Р
(Великого князя Константина Константиновича)
Великий князь Константин Константинович Романов
Идея молодежного поэтического конкурса возникла в Мраморном дворце — как ремейк того, что происходило в этом доме при Константине Константиновиче (он был последним владельцем Мраморного дворца, в котором нынче располагается филиал Русского музея). Большой знаток и любитель литературы, музыки, театра и других видов искусств, Великий князь собирал у себя в доме молодых, часто еще не очень известных, писателей, поэтов, композиторов. Ведь и сам он был в первую очередь — поэтом….

Правда, императорское происхождение не позволяло Великому князю, внуку Императора Николая I, подписываться своим именем, а потому стихи Константин Константинович писал под псевдонимом «К.Р.». Тем не менее, стихи его хорошо знали. История одного такого стихотворения "Умер, бедняга…" поистине удивительна. В царское время оно входило в программу многих хоров и певцов эстрады. Его знали и пели как в императорской семье, так и в среде простых солдат, которые вообще считали это стихотворение — народной песней. Но самое поразительное: стихотворение так повлияло эмоционально на офицеров Измайловского полка (там служил Великий князь), что был даже изменен порядок похорон нижних чинов! Их стали хоронить с должными почестями, также, как и офицеров: искусство повлияло на уклад воинской жизни!


К.Р. не только сочинял стихи: брался он и за драматургические произведения; а еще переводил Гете, Шекспира, Шиллера; был режиссером и актером домашних спектаклей, в которых принимала участие вся его семья. В постановке «Гамлета» в собственном переводе он даже сыграл главную роль. И, хотя нам Константин Константинович интересен в первую очередь, как поэт, нельзя не вспомнить о том, сколько он сделал в общественном отношении.
Мраморный дворец
По сути, вернул России имя Пушкина: Великий князь возглавил комиссию по празднованию 100-летия А.С. Пушкина, по его инициативе был создан Пушкинский дом, ныне Институт русской литературы РАН. Находясь в течение 26 лет на посту Президента Академии наук, был не свадебным генералом, а настоящим Президентом: содействовал открытию обсерваторий, организации экспедиций на Шпицберген, Новую Землю, в Монголию и Семиречье. Именно его стараниями русские ученые впервые стали Нобелевскими лауреатами, а в России был построен первый ледокол. Георгиевский кавалер, командир государевой роты, потом Преображенского полка, где служили все русские цари, генерал-инспектор Военно-учебных заведений — за его заботу об учащихся его называли «отцом всех кадет».
Много сделано было Великим князем для культуры и искусства: при нем Мраморный дворец (ныне филиал Русского музея) стал настоящим средоточием культурной жизни Петербурга. Здесь часто бывали Чайковский, Майков, Рубинштейн, Гончаров, Достоевский. Чайковский написал на стихи К.Р. один из самых знаменитых романсов «Растворил я окно...» Впрочем, Константин Константинович также был хорошим композитором и написал немало романсов на стихи своих современников-поэтов.
Лауреаты XIII конкурса им. К.Р.
Вот эта история дворца, история жизни Великого князя, который был последним владельцем этого дома, и вдохновила сотрудников Русского музея на организацию Молодежного поэтического конкурса имени К.Р. Конкурс быстро стал известным: и крупные города и затерянные в далеких провинциях села — везде нашел он отклик в молодых поэтических сердцах и не только в России, но и в странах СНГ и ближнем зарубежье. Конкурс стал для молодых авторов и объединяющим центром. Появилось даже шутливое, но теплое молодежное название этого центра — КаэРомания. Такое название было дано и сайту, и группам в соцсетях. А сами молодые поэты до сих пор
называют друг друга — каэроманами… Впрочем, среди них появились через некоторое время уже и переводчики, и даже — молодые журналисты, которые и писали, и снимали сюжеты о конкурсе, присоединяясь к этому молодежному творческому сообществу

Но КаэРомания объединила не только молодых авторов, но и тех, благодаря кому, этот конкурс, не имеющий бюджета, просуществовал тринадцать лет! Благодаря множеству партнеров и помощников, среди которых были: Всероссийский музей А.С. Пушкина, музей-заповедник «Павловск», дизайн-студия «Сова», ТурПрессКлуб, типография «Премиум пресс», центр «Китеж-град», информационное агентство РОСБАЛТ , телекомпания Санкт-Петербург, Петербургское библиотечное общество, Победители конкурса с помощью ТурпрессКлуба отправлялись на пароме в Стокгольм, а немецкий коллекционер Матиас Ханс приглашал обладателя Гран-при к себе в Гамбург. Замечательные мастера из Фонда возрождения Санкт-Петербурга делали призы для конкурса, мастер золотного шитья Галина Гусарова вышивала штандарты К.Р. для обладателей Гран-при и даже вышила - обложку Почетной книги. А благодаря предпринимателю Петру Фадееву выпускались книжки по итогам последних конкурсов и родилась новая традиция: Поэтический теплоход. Благотворительность, свойственная личности Великого князя осеняла конкурс своим светом и — объединяла.

Выросли и участники конкурса: кто-то стал членом Союза писателей, кто-то получил престижную премию, но с конкурсом не расстались. Так, например, в год, юбилейный для Великого князя, проводились концерты-встречи под названием «Каэровские чтения», в которых участвовали музыканты, певцы, декламаторы, поэты, как профессионалы, так и студенты и даже дети. Концерты проходили на самых разных площадках: в Мраморном дворце Русского музея, в музее А.С. Пушкина на Мойке, в кафе «Бродячая собака» и т.д. Онизнакомили зрителей с личностью и всесторонними дарованиями К.Р.; с тем, о чем, порой многие просто не знают. Например, кто знает, где была исполнена впервые опера П. Чайковского «Евгений Онегин»? А ведь она прозвучала в Мраморном дворце в исполнении Великого князя Константина Константиновича — на рояле...
© Общественное объединение "Дом МУЗеев"