header photo

 

Наталья Жукова

ГАМЛЕТ ИЗ МРАМОРНОГО ДВОРЦА

KR«Жизнь моя и деятельность вполне определилась. Для других я военный, ротный командир, в близком будущем полковник. Для себя же я – поэт. Вот мое истинное призвание...» Такую дневниковую запись сделал в день своего тридцатилетия великий князь Константин Константинович Романов, внук императора Николая Первого и дядя будущего императора Николая Второго. Знаменитый поэт Серебряного века, таинственный «К.Р.»... Императорское происхождение не позволяло ему подписываться под стихами своим подлинным именем.

«Крестник» Чайковского и Фета

За восемь лет до этого Петр Чайковский, уже известный тогда композитор, писал Надежде фон Мекк: «Это молодой человек двадцати двух лет, страстно любящий музыку и очень расположенный к моей. Он желал со мною познакомиться. …Юноша оказался чрезвычайно симпатичным и очень одарённым к музыке. Мы просидели от 9 часов до 2-х часов ночи в разговорах о музыке..»
«Юношей» был Великий князь Константин Романов. Через несколько лет это знакомство явит России знаменитейший романс «Растворил я окно....», написанный Петром Ильичем Чайковским на стихи К.Р.

Я всю любовь, все лучшие стремленья,
Все, что волнует грудь в ночной тиши,
И все порывы пламенной души
Излил в свои стихотворенья.

Если познакомиться с творчеством Константина Романова ближе, то станет понятно, что в поэзии он был лириком и только лириком. Впрочем, таков он был и сам.
«Это была личность особенно светлая и симпатичная. - вспоминал о нем современник. - Чрезвычайно умный, очень начитанный, добрый, деликатный и благовоспитанный, великий князь производил на всех, имевших с ним дело, чарующее впечатление. Вместе с тем, обращение с ним требовало особой осмотрительности: его собственная деликатность делала его чрезвычайно чувствительным; он, конечно, был прав, требуя, чтобы также обращались и с ним»
Первые произведения, подписанные знаменитыми позже инициалами К.Р., появились в журналах в 1882 г. Но своей лирической стезе Романов не изменял всю жизнь. Несмотря на свое высокое положение члена императорской семьи, с большим вниманием прислушивался к критике со стороны известных литераторов. Особенно он ценил А.А.Фета, с которым в чем-то они были схожи в своем творчестве. Фет даже в шутку называл себя «бабушкой К.Р.» Однако, за шуткой стояла и глубокая человеческая симпатия, не случайно Фет посвятил Великому князю свое предсмертное стихотворение.

Жизнь есть любовь – любовь есть жизнь...

Великий князь Константин Константинович Романов и его жена - Елизавета Маврикиевна имели восемь детей. Дети были главными сокровищами в этом доме. В Мраморном дворце, в котором Великий князь и сам вырос, для них была даже расписана специальная «детская» лестница.. Много времени и сил отдавал Константин Константинович образованию и воспитанию детей, привлекая их с самого раннего возраста к участию в спектаклях.
«15 апреля 1909 года исполнилось двадцать пять лет свадьбы моих родителей. ..Днем 17 апреля состоялся у нас в Павловске спектакль, - вспоминал великий князь Гавриил Константинович. - папа, мама и все приглашенные собрались в картинной галерее и ждали шествия цветов, жуков, птиц и других, участвовавших в первой пьесе. Все они с цветами в руках проходили мимо папа и мама , причем клали цветы у их ног. Самые маленькие проделывали это настолько смешно, что все улыбались...» Эта же любовь к детям стала и причиной его смерти: Константин Константинович не смог пережить смерти старшего сына Олега – наиболее близкого отцу из-за любви к литературе.
А любовь эта была поистине всеобъемлюща. К.Р. Был не только сочинителем стихов: он брался и за поэмы, драматургические произведения. Переводил Гете, Шекспира, Шиллера. Великий князь был режиссером и актером домашних спектаклей, в которых принимала участие вся его семья. И даже в «Гамлете»( в собственном переводе ) Константин Константинович сыграл главную роль. Образ Гамлета вообще был особенно близок ему, человеку постоянно размышлявшему над смыслом жизни. Рассказывают, что готовясь к роли в фильме Г.Козинцева «Гамлет», актер Иннокентий Смоктуновский перечитал все варианты переводов и уговаривал режиссера остановиться именно на переводе К.Р.
И, хотя нам сейчас Романов интересен именно как поэт, нельзя не вспомнить о том, сколько он сделал в общественном отношении. Великий князь был одним из создателей Пушкинского дома, в последующем Института русской литературы. Находясь в течение 26 лет на посту Президента Академии наук стремился к тому, чтобы в стенах этого научного учреждения появлялось больше ученых с российскими именами. Он содействовал открытию ряда обсерваторий, благодаря ему состоялись известные экспедиции на Шпицберген, на Новую Землю, в Монголию, в Семиречье и др. Георгиевский кавалер, командир государевой роты, потом Преображенского полка, где служили все русские цари, он для учащихся военных училищ был «отцом всех кадет». И это только часть его многообразной деятельности.
Литература же и музыка были главной любовью К.Р. При нем Мраморный дворец стал настоящим центром культурной жизни. Здесь часто бывали Чайковский, Майков , Рубинштейн, Гончаров. Читал отрывки из «Братьев Карамазовых» Федор Михайлович Достоевский…
После революции в Мраморном дворце размещалась Российская Академия истории материальной культуры, а с 1937 года - ленинградский филиал Центрального музея В.И.Ленина. Многие интерьеры погибли в те времена, но одну часть дома судьба хранила. И теперь внутри Мраморного дворца существует маленький мемориальный музей «К.Р.».
… В этих, сохранившихся почти без изменений, комнатах, были написаны многие произведения «К.Р.». Интерьеры кабинета и музыкальной гостиной практически не тронуло время. Они выполнены из красного дерева в готическом стиле. Резной орнамент кажется одинаковым, а между тем ни одна деталь на другую не похожа . И потому незаметно глазу, что в стене есть двери, ведущие в другую, потайную, комнату. Как и всякий поэт, Константин Константинович любил уединение, а потому эта часть дома полна загадок и тайн…